Гуляя по дворику
Университет
Гуляя по дворику
Гуляя, проходя или пробегая по дворику факультета, часто ли вы задумывались
о скульптурах, находящихся там? Часто ли останавливались у Принца, терли
ушко Бегемотихе, задавались вопросом,
почему у кафедры фонетики уже который год ползет улитка?
21 октября 2002 года состоялось открытие в
Санкт-Петербургском университете «Парка
современной скульптуры». Создать в городе такой парк мечтали многие художники.
Идея его размещения во дворе филологического факультета принадлежит декану С. И.
Богданову и скульптору Арсену Аветисяну.
К осуществлению этого проекта они шли 5
лет. Для основателей целью создания Парка
было познакомить и объединить талантливых художников, которые ищут своего зрителя, и студентов, у которых есть потребность
любоваться прекрасным.
Что: Скульптура «Бродский приехал»
Когда: ноябрь 2005
Кем: Константин Симун
Скульптура Симуна выполнена в жесткой ассоциативной манере. Голова Бродского, на первый взгляд, как бы отсечена гильотиной от тела: возвращение поэта — только в мыслях, он здесь только духом, но духом он никогда и не покидал этот город. Чемодан — символ движения.
Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
В метафизическом художественном пространстве на Васильевский остров он пришел жить — в шумной толпе студентов, среди разговоров профессоров в перерыве между лекциями.
Что: Солнечные часы «Мы навеки»
Когда: 24 мая 2002
Кем: Георгий Постников
Что: Памятник Хо Ши Мину
Когда: 19 мая 2010
Что: Скульптура «Бегемотиха Тоня»
Когда: 14 октября 2005
Кем: В. А. Петровичев
В Древнем Египте на бегемотов активно охотились как на опустошителей полей и причисляли к свите злого бога Сета — убийцы Осириса. Однако огромное брюхо гиппопотама напоминало также о теле беременной женщины, и потому бегемот стал позитивным символом, даже божественным образом.
В студенчестве родилась локальная легенда про бегемота, как полагается, анонимная. Как известно, бегемоты издревле водились в лесных болотах и притоках Невы. Еще карелы называли бегемота «тоня» (старо-финск. «Тonä») — казалось, что он тонет, когда погружается в воду. В середине XIX века в Петербурге горожане могли часто видеть бегемотов на Васильевском острове. Так, в «Городском Вестнике» от 14 октября 1846 года мы встречаем описание любопытного случая, произошедшего во время наводнения. Застигнутая врасплох стихией молодая певица Пульхерия Ивановна Королева оказалась отрезана от берега, ее пышные юбки намокли и тянули ко дну. Все могло бы за- кончиться трагически, если бы в этот момент не проплывала бегемотиха Тоня. Она позволила утопающей вскарабкаться себе на спину и ухватиться за правое ухо. Так они и поплыли к берегу. Эту необычную картину увидел штабс-капитан третьего ранга Иван Иванович Бобриков. Отважный офицер тут же бросился в воду на помощь. Однако когда он подплыл ближе, то понял, что девушке ничего не угрожает. Пульхерия позволила молодому человеку забраться на спину бегемотихи — так втроем они и добрались до берега: Пульхерия держалась за правое ухо бегемотихи, а офицер — за левое. Это случайное знакомство стало счастливым для двух молодых людей, а бегемотиха Тоня стала соединительницей сердец.
С тех пор и существует поверье, что девушка, которая мечтает найти жениха, должна по- держаться за правое ухо бегемотихи, а молодой человек, если хочет найти невесту, — за левое.
Будете проходить мимо, посмотрите-ка на нашу Тоню: какое ухо у нее больше блестит?
Что: Скульптура «Прошлое, настоящее,
будущее»
Когда: создана в 1989 году, передана в дар
Университету осенью 2005
Кем: Лидия Коттоне, итальянский скульптор из Неаполя
Искусствовед Сильвана Каппуано написала о скульптуре: «Суть памятника — в самой горной породе, которая обретала свою форму, будучи в состоянии теплой и податливой структуры, меняясь по желанию автора и под воздействием сил вулканического вдохновения… Прошлое — это живая шероховатая порода, которая позволяет человеку нашего времени придать ей форму, даже некую симметрию, и даже кажется, что произведение имеет форму монолита, однако в сердце у него открывается незаполненное пространство, — это пространство будущего».
Что: Скульптурная композиция «Улитка»
Когда: 26 сентября 2006
Кем: В. А. Петровичев
Я семь лет ждал улитку;
Теперь я забыл, как улитка выглядит.
Когда что-то прошло, голое и чувствительное,
И искал подходящее название.
Я говорил «чувство», «терпение», говорил
«счастье»,
Но оно беззвучно скользнуло мимо.
Все еще, но с меньшим терпением,
Я наблюдаю улиток на гонках,
Как они опять и опять проигрывают
в беге времени,
Но время не выигрывает,
Оно лишь проходит.
(Гюнтер Грасс, пер. Михаил Клочковский)
В этом — эпический и драматический характер улитки. Она есть малое в великом и великое в малом. Жизнь бежит с улиткой наперегонки, но по вечному кругу, а мы, люди, наблюдаем за ней: улитка есть время.
Открытие «Улитки» было приурочено к открытию мансарды «Седьмое небо», расположенной над кафедрой фонетики.
Что: Скульптура «Подпоручику Киже»
Кем: Феликс Волосенков
Когда: 21 мая 2004
Ю. Тынянов развернул анекдот в мощное полотно, рисующее жестокость и абсурдность той эпохи. Однако при этом нужно отметить, получился также гимн силе Слова, или даже Буквы — очень филологический рассказ.
Что: Скульптура «Перекур»
Кто: Арсен Аветисян
Когда: 20 мая 2005 года
Для Аветисяна это продолжение темы шутовства, игры, которая была и легко ироничной, и серьезной. «Надеюсь, никто не посягнет на мой высший титул – титул шута. Шутом был Чарли Чаплин, а ведь повсеместно признано, что он воплотил эпоху. Так вот, вообразите, что Чарли Чаплин не просто шут, а кроме того рисует, пишет картины, ставит спектакли, то есть делает все то, что делаю я… Это уже непревзойденная степень гениальности… Надеюсь, теперь понятно, почему мне так до- рог титул шута», - говорил автор.
Когда в 2001 году Аветисян представил ранний экземпляр «Перекура» на выставку в Союз художников (до этого она уже выставлялась во многих престижных галереях мира), отборочная комиссия не приняла работу, заявив, что ее можно «поставить только спиной к стене», столь непривычна была эстетика работ скульптора для бывших советских идеологов искусства. Время быстро меняет свои вкусы, и в январе 2007 года в Цен- тральном выставочном зале «Манеж» на Первом Московском международном фестивале искусств «Традиции и современность» скульптура Аветисяна победила в номинации «За новаторство в пластике (бронза, литье, патирование)». А сегодня она украшает наш дворик, привлекая любопытные взгляды прохожих. И есть из-за чего! Обратите внимание на необычный цвет скульптуры: это результат патинирования, натурального процесса окисления меди, результатом которого является зеленый оттенок металла. Краски там нет совсем.
Что: Скульптура «Соловей»
Кто: Тимур Юсуфов
Когда: 23 мая 2008 года
У этой композиции есть и локальная привязка: как известно, часть нашего здания – это бывший дом Соловьева, от чего происходит название Соловьевского зала в начале Школы.
Что: Козел Hircus facultatis
Кто: П.О. Шевченко
Когда: 24 мая 2004 года
Из греческой мифологии идет слово «эгида», обозначающее щит Зевса и Афины. По одной из версий, Зевс изготовил эгиду из козьей шкуры. Добившись господства над людьми и врагами, Зевс отдал эгиду Афине.
С этой скульптурой на факультете связана таинственная и мистическая история. Приблизительно через месяц после установления Hircus facultatis был выпуск студентов пятого курса, и во дворе выпускники в мантиях много и с удовольствием фотографировались на фоне прекрасных скульптур Парка. На другой день обнаружили, что Козел с пьедестала исчез. Реакция была ужасная: первый акт вандализма в сердце культуры и образования! На следующий день был так называемый День Закрытия Книги – окончание приема документов у абитуриентов, совершенно испорченный пропажей. Тут в деканат позвонила одна из секретарей и радостно сообщила, что Козел на месте. Он отсутствовал ровно сутки. С тех пор 4 июля прозвали днем «обретения Козла».
Теперь каждый год на выпускном торжестве лучшей студентке года, непременно отличнице, на одну ночь выдается в личное пользование скульптура Козла.
Что: Лабиринт
Кто: Сергей де Рокамболь и Анна Николаева
Когда: проект начат 24 мая 2002 года
Что: памятник Конфуцию
Кто: Бюст – подарен Госсоветом КНР, постамент – Г.П. Постников
Когда: 1 ноября 2008 года
Что: скульптура «Единорог»
Кто: Павел Игнатьев и Денис Прасолов
Когда: 23 мая 2003 года
Символика Единорога играет большую роль в средневековых христианских сочинениях, восходящих к греческому тексту «Физиолога». Единорог символизирует целомудрие, чистоту, девственность. Сюжеты, связанные с Единорогом, встречаются и в восточном, включая китайский и мусульманский), и в западноевропейском фольклоре.
Символ Единорога занимает существенное место в геральдике: он изображался как на династических, так и на личных гербах, в том числе в XVIII веке на гербах некоторых русских знатных родов, в частности графа П.И. Шувалова.
Процесс создания скульптуры нашего Парка был многоступенчатым и сложным: сначала был создан эскиз в масштабе 1:5, затем были исполнены рисунки силуэтов в натуральный размер, по ним была вырезана и собрана модель Единорога из плотного картона в натуральную величину. По модельным эле- ментам были исполнены точные чертежи (кальки), далее все детали были переведены на металл (более 800 элементов!), затем окончательная сборка и сварка, патинирование.
Автор: Александра Бабенко
Статья опубликована в №5 (спецвыпуск 2016 г.) стр. 14-17
Другие выпуски ФИЛИНа вы можете посмотреть здесь
Комментарии
Отправить комментарий